Принятие в 2010 году Закона Республики Беларусь от 27.12.2010 №204-З «О возобновляемых источниках энергии» стало определяющим событием для начала освоения в Беларуси «зелёной энергии».
Этого события ждали прежде всего потенциальные инвесторы, в том числе и иностранные. Сколько было публикаций в СМИ, где обещания инвесторов построить электростанции, использующие возобновляемые энергоресурсы, сыпались как из рога изобилия!
Вспомним немецкую компанию «Enertrag», которая планировала инвестировать 250 млн. евро в строительство первого в республике ветропарка на одной из лучших площадок Минской возвышенности в Дзержинском районе. Мощность ветропарка должна была быть достигнута в 160 МВт. Важно отметить, что немецкая компания Enertrag планировала создать в Беларуси ветропарк исключительно за счет своих средств. Это не те связанные китайские кредитные ресурсы, привлечением которых так гордятся наши чиновники. Ведь осваивают эти ресурсы те же китайцы, а отдавать долги придётся нашим детям и внукам.
Компания вложила десятки тысяч евро в работы по измерению ветровых нагрузок. Наивные немцы: они думали, что белорусы будут благодарны им за новые технологии, которые они собирались внедрять у нас, за налоговые поступления в бюджет, за создание новых рабочих мест. Не тут-то было. Нашего чиновника ничем не прошибить. Оказывается есть такое скромное ведомство: Министерство обороны. Не получив согласование у него, ничего строить нельзя! Хотя в Законе «О возобновляемых источниках энергии» об этом ничего не написано.
Оказывается ветровые энергетические установки (ВЭУ) создают помехи и ухудшают условия для работы радиолокационных станций. В Турции ВЭУ почему-то никому не мешают, и в Польше не мешают, и в других странах не мешают. А у нас мешают.
Но главное состоит в том, что компания «Enertrag» заключила с Минским облисполкомом инвестиционный договор, в котором были определены условия инвестирования финансовых средств в строительство ветропарка именно на этой выбранной площадке. При этом, в числе условий отсутствовало согласование Минобороны. Однако никто ответственности не понёс и деньги, потраченные компанией на проведение работ по измерениям ветровых нагрузок, не вернул.
Этот пример говорит о необходимости проведения серьёзной подготовительной работы для строительства любого объекта зелёной энергетики. Потому, что войдя на рынок электрической энергии, эти объекты будут составлять реальную конкуренцию ГПО «Белэнерго», и это предопределит отношение к ним со стороны чиновников от энергетики.
С тех пор прошло время, и можно уверенно говорить о том, что развивается белорусская ветроэнергетика, в основном на базе б/у оборудования, на покупку которого местные инвесторы «наскребли» средства. Серьёзные инвесторы в Беларусь, к сожалению, так и не пришли. А строительство ветровых энергоустановок на новогрудской площадке – это не инвестиции. Это связанные китайские кредитные ресурсы, которые придётся отдавать.
Важным документом, который определил на ближайшую перспективу направление развития местных и возобновляемых источников энергии, стала Национальная программа развития местных и возобновляемых источников энергии Республики Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 586 от 10.05.2011г.
В Программе не указаны источники финансирования. Вся надежда на частный бизнес и инвесторов. Однако, надо отметить, что в этом документе систематизирована работа в области «зелёной» энергетики и очерчены обозримые горизонты.
По состоянию на 01.01.2015 года организациями Министерства энергетики эксплуатируются 23 гидроэлектростанции суммарной мощностью 26,3 МВт и одна крупная ветроустановка мощностью 1,5 МВт. Ведётся строительство двух крупных ГЭС мощностью 21,7 МВт и 40 МВт, а также строительство ветропарка мощностью 7,5 МВт. Планируется реализация проекта по строительству солнечной электростанции мощностью 3,75 МВт, а также реализация 6 проектов по строительству ГЭС суммарной мощностью 81,65 МВт.
В 2015 году были приняты новые нормативные правовые акты Республики Беларусь, которые изменили ранее существовавший порядок создания установок по использованию возобновляемых источников энергии.
Приняты постановления Министерства экономики от 29.03.2012 №23 «О тарифе на услугу по передаче и распределению электрической энергии» и от 09.04.2014 №30 «О внесении изменения в постановление Министерства экономики от 29.03.2012 №23».
После принятия указанных выше законодательных актов «де-юре» разрушена монополия ГПО «Белэнерго» на передачу, распределение и продажу электрической энергии. В настоящее время сформированы начальные условия для продажи выработанной независимыми и не входящими в состав ГПО «Белэнерго» энергоисточниками электроэнергии как в электрические сети Белорусской энергосистемы, так и конечным потребителям.
В Республике Беларусь «де-факто» функционируют малые электрические станции, не входящие в состав ГПО «Белэнерго», которые поставляют электрическую энергию в электрические сети предприятий электроэнергетики ГПО «Белэнерго» (блок-станции). В их числе – возобновляемые источники энергии. Количество таких блок-станций приближается к 200, а их суммарная установленная мощность превысила 500 МВт. Блок-станции реально способны конкурировать на рынке электрической энергии и участвовать в покрытии пиковых электрических нагрузок, тем самым оказывая позитивное влияние на экономику работы крупных генерирующих источников Белорусской энергосистемы. Вместе с тем, безусловно существует проблема ночных нагрузок, которую нужно решать.
В настоящее время в практике договорных отношений между владельцами блок-станций и предприятиями электроэнергетики ГПО «Белэнерго» существует ряд противоречий принципиального характера, обусловленных монопольным положением ГПО «Белэнерго».
Одно из них – право ГПО «Белэнерго» устанавливать тариф на электрическую энергию, покупаемую предприятиями указанного объединения у владельцев блок-станций. Такая ситуация стала возможной после принятия Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». В результате вступления в действие данного Указа Министерство экономики утратило право регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую в электрические сети предприятий электроэнергетики от объектов.
Отметим, что сказанное не относится к возобновляемым источникам энергии, о которых будет написано ниже.
Таким образом, владельцы блок-станций (работающих на органическом топливе) столкнулись с необходимостью отстаивать свои интересы по тарифообразованию в переговорах с монополистом. Этим не замедлило воспользоваться ГПО «Белэнерго»: приказом ГПО «Белэнерго» от 25.11.2011 №375 утверждены Методические рекомендации об отдельных вопросах заключения договоров электроснабжения РУП-облэнерго с владельцами блок-станций. Этот документ не является нормативным правовым актом, однако используя своё монопольное положение на рынке электрической энергии ГПО «Белэнерго» по сути дела навязало владельцам блок-станций принципы определения тарифа на электроэнергию, поставляемую от блок-станций в электрическую сеть энергосистемы. По состоянию на 2 квартал 2015 года большинство предприятий электроэнергетики ГПО «Белэнерго» при заключении договоров с владельцами блок-станций применяют тариф, равный тарифу на внутрисистемных перетоках электроэнергии (0,0698$/кВтч), что противоречит экономическим интересам владельцев блок-станций.
Что касается возобновляемых источников энергии, то для них создана проблема квот на покупку «зелёной» энергии от указанных источников (Указ Президента Республики Беларусь от 18.05.2015 №209). Кроме того, изменены тарифы на электроэнергию, производимую из возобновляемых источников энергии (постановление Министерства экономики от 07.08.2015 №45). Введен понижающий тарифный коэффициент 0,45 для энергоустановок, срок службы которых превышает 20 лет.
Не могу понять, чем б/у ветроустановки отличаются от б/у автомобилей, которые в массовом количестве закупаются белорусскими гражданами? И те и другие проходят техосмотр и соответствуют национальному законодательству. А то, что их моторесурс меньше, чем у нового оборудования, то это является проблемой их владельца, который будет тратить больше средств на поддержание их работоспособности. Не понятно, почему следуя логике белорусских чиновников от энергетики, владельцам б/у автомобилей не ввели повышающий коэффициент на бензин?
Отсутствие в Беларуси полноценного рынка электрической энергии и «нормотворчество» белорусских чиновников от энергетики ставит владельцев возобновляемой генерации перед необходимостью искать возможность альтернативной продажи выработанной электроэнергии конечным потребителям.
Об этом – в следующей статье.