Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 895 от 23.10.2015 г. внесены изменения и дополнения в предыдущую редакцию Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совмина от 17 октября 2011 г. №1394.
Очевидно, что для широкого круга энергетиков представит интерес рассмотреть некоторые существенные изменения, которые содержит новая редакция Правил по сравнению с ранее действовавшим документом.
Для начала, рассмотрим Раздел IV «Учёт электрической энергии (мощности)», в котором определены порядок организации эксплуатации (ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена) средств расчетного учета, включая автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии.
Во-первых, следует отметить, что в новой редакции Правил полностью исключено упоминание об индукционных электросчётчиках. Если в старой редакции допускалось их применение в одноквартирных, блокированных жилых домах с разрешённой к использованию мощностью до 3,5 кВт включительно, а также на строительных площадках объектов промышленного и гражданского строительства с разрешённой к использованию мощностью до 250 кВА включительно и на объектах временного, либо сезонного режима работы с разрешённой к использованию мощностью до 40 кВА включительно, то в новых Правилах эти исключения упразднены.
С одной стороны это способствует унификации в политике приборного учёта, но не надо забывать, что делается это исключительно за счёт потребителя. Энергосистема, пользуясь своим монопольным правом, на пути продвижения своей товарной продукции к потребителю выставляет всё новые и новые требования, для выполнения которых не предусмотрено никаких альтернативных способов, кроме как тупо их выполнять, неся дополнительные затраты. Чего стоят, например, требования Энергосистемы по строительству объектов электрических сетей (линий, подстанций) для тех субъектов хозяйствования, которые хотят получить доступ к электрическим сетям Энергосистемы? То есть, Энергосистема руками и деньгами потенциального потребителя строит объекты инфраструктуры, по которой её товарная продукция будет перемещаться и реализовываться этому же потребителю. Причём тарифы на электроэнергию для этого потребителя, который уже понёс существенные затраты на строительство инфраструктуры, не снижаются. Напротив, Энергосистема зачастую выставляет требования о передаче этих объектов на свой баланс. Естественно, безвозмездно…
Следующее новшество состоит в том, что конкретизировано требование к учёту реактивной энергии и мощности. Теперь на всех объектах электроснабжения с присоединённой мощностью 100 кВА и выше или среднемесячным потреблением электроэнергии по одному присоединению более 30 000 кВтч, а также на всех объектах генерации должна быть обеспечена возможность определения количества потреблённой (генерированной) реактивной энергии и мощности. Плохо только то, что не решены вопросы оплаты за потреблённую (генерированную) реактивную энергию (мощность). Тарифная политика в этой части существенно отстаёт от политики приборного учёта.
Конкретизировано требование о необходимости установки у граждан дополнительного средства учёта электроэнергии, используемой для целей отопления и горячего водоснабжения: это стационарно подключаемые электронагревательные устройства присоединённой (суммарной) мощностью более 5 кВт.
Требование в части граждан не распространяется на:
— переносные электронагревательные устройства;
— стационарно подключаемые электронагревательные устройства присоединённой (суммарной) мощностью до 5 кВт включительно.
Другие новшества правил будут рассматриваться в следующих статьях.